Москва, ул. Стромынка, д. 3

Бронирование по телефону:

8 (499) 748-00-40

Беседа с Татьяной Лопатиной

25.12.2017 06:47:00

«Спокойна, уверена в себе, смело иду на любые творческие эксперименты…»

Так часто бывает, что случайные события нашей жизни становятся судьбоносными. И, когда это происходит на профессиональном поле, понимаешь, что отказаться от осознания их значимости невозможно. 

Всю жизнь героиню нашей беседы преследовали такие, кажущиеся случайными, обстоятельства, которые вели ее к театру трудностями и удачами, знакомствами и расставаниями, советами и собственной интуицией. 

Ведущая актриса нашего театра Татьяна Лопатина пришла в профессию гораздо раньше, чем познакомилась с «Жар-птицей», но так получилось, что после встречи с ней, их связала 20-летняя крепкая дружба. В честь профессионального юбилея мы побеседовали с Татьяной о театре, о кино и о «неслучайных случайностях».

- Татьяна, мы знаем, что Ваши родители работали в Крымском академическом русском драматическом театре имени Горького. Дело родителей предопределило Вашу профессию с детства?

- Действительно, мать - актриса Лисицына Тамара Кузьминична - закончила актёрскую студию (педагог Зиновий Корогодский) и служила в Калининграде, Таганроге и Симферополе; отец - Лисицын Дмитрий Михайлович - занимал пост заведующего звуковым цехом. Но я, после окончания специальной школы с изучением ряда предметов на английском языке, не думала об актерском образовании, а поступила в Крымский университет на факультет иностранных языков. 

- Как же тогда случилось, что Вы стали актрисой? 

- Параллельно с учебой в университете я работала в экскурсионном бюро диспетчером и групповодом. Пару раз уставшие старшие товарищи просили меня самостоятельно провести экскурсии, что я и делала. Естественно, очень артистично. Там познакомилась со Славой Ганенко, который привел меня в народный коллектив Театр кукол «ЛИК» при Дворце Культуры Строителей (сейчас Дворец Культуры Профсоюзов). Слава теперь работает в Москве директором и администратором на различных кинопроектах. Театром руководила Гурковская Наталья. Собственно этим двум людям я и обязана выбором профессии. У Натальи я научилась многому, за что буду ей благодарна всю жизнь. 

- Получается, что природный талант позволил Вам стать актрисой без окончания театрального института? 

- Тогда появилась возможность создать хозрасчётный театр, мы решили это сделать и стать профессиональным коллективом. Полной самостоятельности нам не дали, но мы стали хозрасчетным театром при ДКП. Спектакли были потрясающие, залы полные, зарплаты отличные. Наталья оказалась не только талантливым режиссёром и автором сценариев, но и прекрасным организатором. Однако высшее профессиональное образование надо было получать. Я, скрепя сердцем, оставила любимый коллектив и спектакли, и поехала в Ленинград поступать в ЛГИТМиК. 

- Сложно было поступить на актерское обучение? 

- В первый год я не поступила, но попала в кино. Фильм «Анекдоты» Виктора Титова свёл меня с массой прекрасных людей, отношения с некоторыми я поддерживаю до сих пор. 

- Как интересно, и вновь судьба повела Вас другим путем. 

- Снова, но ненадолго. После съемок меня пригласили в кукольный коллектив, где я проработала несколько лет, играя на гастролях по России по 3-4 спектакля в день. Потом был ещё один фильм «22 июня ровно в 4 часа». 

В то же лето я поступила в ЛГИТМиК на курс к Виндерману Роману Михайловичу. Потрясающий человек, педагог и режиссёр. Вторым педагогом была Лукина Галина Израилевна. С ней отношения как-то по-разному складывались, но в итоге мы пришли к прекрасным человеческим отношениям. Однажды, уже после окончания института, именно она мне очень-очень помогла, за что хочу сказать ей огромное спасибо. 

Также мы часто общались с Галиной Ханиной - педагогом с параллельного курса. Она предложила мне пойти в театр «Опера кукол» под руководством Владимира Лопухина. При встрече со мной, он очень сурово сказал: «Мне никакие показы не нужны. Сегодня репетируете, завтра играете спектакль. Если меня всё устроит, я возьму вас на работу». Так я оказалась в театре «Опера кукол». Спектакли были весёлые, яркие, музыкальные. 

- После этих случайных, а может и вовсе не случайных знакомств и событий, Вы стали актрисой театра кукол. Какое же обстоятельство привело Вас в «Жар-птицу»? 

- В силу семейных обстоятельств в 1997 году я приехала в Москву. В Союзе Театральных Деятелей встретилась с Еленой Точилко. Она рассказала мне о театре кукол «Жар-птица», о том, какой там интересный репертуар. Посоветовала показаться туда. Режиссером был Юрий Петрович Горин, актёры были нужны, и вот уже 20 лет я работаю здесь. 

- Сложно было вливаться в новый коллектив? 

- В силу своего характера и веселого нрава, я всегда легко схожусь с людьми. Коллектив меня принял хорошо. Мы очень скоро начали совместные репетиции. 

- Вы верны театру «Жар-птица» уже 20 лет. Можно ли сказать, что он стал Вашей профессиональной гаванью после длинного путешествия? 

- Нет, я бы не сказала, что это гавань. Я принимаю участие и в других проектах, например, со своими друзьями в их спектаклях, приглашают на мастер-классы в школы, кино и телепроекты.… С мужем сделали кукольный номер о любви, с ним выступаем на свадьбах. Театр «Жар-птица» - это основное место моей работы, но не единственное. Совмещаю, стараюсь, чтоб одно другому не мешало, а наоборот, дополняло. 

- У Вас большая занятость в спектаклях, но Вы продолжаете сниматься в кино. Почему? 

- Мне всегда интересно общение с новыми людьми, например Виктор Сухоруков, актер, безумно интересный человек, мудрый. Хотелось записывать его слова в блокнот, как инструкцию для жизни! И, кроме того, обожаю гримеров! 

- Где Вам легче работать: перед зрительным залом или на видеокамеру? 

- Везде есть свои особенности. В кино, например, сняли несколько дублей, и от тебя не зависит, какой из них попадёт в окончательный монтаж. А в театре всегда есть возможность что-то доработать, улучшить, или найти новое – то, чего, может, сразу не заметил, уже в процессе проката спектакля, даже через 20 лет. 

- Позвольте несколько вопросов о профессиональных секретах? Что для Вас труд актёра? 

- Это в первую очередь, ответственность перед зрителем за качество своей работы. Зритель должен быть доволен – это основное. Именно для него проводится колоссальная работа над образом, гармоничной игрой всех участников действия. 

- Какая внутренняя работа стоит за созданием образа на сцене? 

- Читаю пьесы, обращаюсь к людям разных профессий и возрастов. Общаюсь с ними, чтобы найти дополнительные краски для характера моего персонажа. 

- Расскажите нам, пожалуйста, о такой роли, которая требовала общения с людьми других профессий. 

- Например, в сериале «Следаки» я играла судмедэксперта Марию Сергеевну. Хотя ни продюсеры, ни режиссёры не требовали от меня особой достоверности, я сама кое-что уточняла у настоящих врачей, благо, есть такие среди знакомых и родственников. Так мне самой было легче в работе, чтоб не просто произносить термины, а понимать, о чем я говорю и что делаю в кадре. 

- А были в Вашей практике такие роли, которые давались тяжело? 

- Да. Ещё в Крыму в спектакле «Божественная Комедия», я играла Первую Женщину, и меня должны были «в пропасть бросить». Сначала репетировали так: актёры - Ангелы «А» и «Б» - меня за руки раскачивали, потом следовало затемнение, и я убегала за кулисы. За день до премьеры один из актёров предложил подниматься мне на, кажется, 3-х метровый станок, и падать за него. Положили несколько матов. Но прыгнуть я не могла, страшно было. Меня пугали тем, что снимут с роли, но ничего не помогало. Мне было страшно прыгать. В очередной раз, поднявшись на станок, я обернулась… представила полный зрительный зал… людей, которые заплатили деньги за билеты и не виноваты в том, что мне страшно прыгать. Только тогда я прыгнула, и с тех пор играла этот спектакль и прыгала со станка с удовольствием. 

- А как Вы теперь создаёте себе нужное настроение для игры? 

- Я ищу позитив во всем, поэтому у меня всегда нужное настроение! 

- Кроме актёрской профессии, находите ли Вы какие-то иные применения своим талантам? 

- Бесконечно! Я люблю готовить и фантазирую на кухне, занимаюсь поделками, шью, окончила художественную школу. 

- 20 лет в театре «Жар-птица» и в целом 40 лет на сцене: это профессиональная юность или уже мудрость? В чем она проявляется? 

- Мудрость! С 7 лет я выходила на сцену Русского Драматического театра в Крыму, так что общий актерский стаж 40 лет - это уже зрелость! Спокойна, уверена в себе, смело иду на любые творческие эксперименты. 

За всю свою творческую жизнь Татьяна сыграла около 40 ролей, из них более 20 - в театре «Жар-птица». У нее богатая фильмография и длинный список реализованных совместных и личных проектов. Татьяна, мы благодарны Вам за беседу. Поздравляем Вас с профессиональным юбилеем и желаем новых творческих знакомств и проектов, интересных ролей, и, конечно, громких, продолжительных, благодарных аплодисментов.

Специалист по связям с общественностью Светлана Качура специально для МТК «Жар-птица»

Читать другие новости театра


Купить билет